Привлечение сторонних специалистов для организации и ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета может быть обусловлено как желанием руководителя компании иметь более квалифицировано составленную отчетность или нежеланием это делать самостоятельно, так и необходимостью усиления контроля хозяйственной деятельности и улучшения показателей эффективности.
Считается, что в России рынок аутсорсинга только развивается, однако прогнозируемые в 2010 году 4 млрд долл его объема говорят сами за себя.
За рубежом в компаниях выше среднего услуги по ведению полного цикла бухгалтерского учета широкого распространения не получили. Там на аутсорсинг часто передается расчет зарплаты, проверка счетов, их выставление и т. д. В России же предпочитают отдавать всю бухгалтерию.
Малый и средний бизнес обращается во внешние специализированные компании, оказывающие такого рода услуги, то есть, аутсорсинг.
Используют аутсорсинг и некоторые холдинги или средние компании, имеющие территориально распределенную структуру.
Аутсорсинг или передача ряда функций внешнему провайдеру обеспечивает:
-
снижение затрат;
-
возможность сконцентрироваться на решении стратегических задач;
-
улучшение контроля;
-
рост показателей.
Последний фактор, к примеру, выработка на одного сотрудника, важен для публичных компаний и работающих на внешнем рынке. Чем он выше, чем выше эффективность основного производства, тем выше капитализация компании. Вывод части функций и сотрудников из собственной компании делает ее инвестиционно более привлекательной.
Типовой проект для распределенной компании
Аутсорсер, принимая от компании, имеющей распределенную структуру, функции по ведению учета и составлению отчетности, организует на собственной методологической и ресурсной базе центр бухгалтерского обслуживания. Перед ним обычно ставят задачи сделать учет более эффективным за счет унификации и введения единообразных учетных процедур во всех структурах, усилить операционный контроль и сократить расходы. При этом в обязанности аутсорсера вменяется формирование отчетности и не только бухгалтерской и налоговой, но подчас и управленческой.
Справиться с этими задачами можно при наличии информационной системы.
К ней у компании тоже существует ряд требований.
К примеру, она должна позволять вести учет нескольких балансовых единиц по различным видам деятельности и подключать их новые виды, интегрироваться с имеющимися уже в компаниях системами.
Аутсорсер приступая к работе, проводит обычно аудит системы бухгалтерского и управленческого учета, разрабатывает унифицированные порядок и регламенты учетной работы.
При этом проводится оптимизация количества персонала. Некоторых сотрудников специализированная компания принимает к себе на работу, проводит их аттестацию, обучение.
Насущные вопросы малого бизнеса
Даже самой маленькой компании необходимо решать задачу «постановки» и ведения учета. Но либо у ее руководителя не хватает знаний для этого, либо нет возможности нанять квалифицированного специалиста, либо держать штатного главного бухгалтера дорого. Причины могут быть разными. Приходится заниматься всем самому, вести записи в тетради, что отражается на качестве учета. Время, потраченное на отражение финансово-хозяйственной деятельности, бывает соизмеримо со временем, необходимым непосредственно для управления ею.
Покупка информационной бухгалтерской системы привлекает далеко не каждого руководителя малой компании и предпринимателя.
Отчасти это зависит от понимания проблемы вообще, отчасти от способности разобраться на рынке программных продуктов. И это еще один из аргументов, почему руководители обращают свой взор на компании, оказывающие услуги по ведению учета.
На рынке как на рынке
Однако, справедливости ради, надо отметить, что не все компании, «попробовав аутсорсинг на вкус», остались им довольны. Он требует тщательного выбора компании, способной обеспечить качество услуг. И тут, кроме необходимого профессионализма, не последнюю роль играет человеческий фактор: небрежное, формальное отношение к делу, ведение учета нескольких компаний, высокая загруженность специалистов, нарушение сроков предоставления информации и сдачи отчетов. К тому же никто не застрахован от совершения ошибок, к сожалению, методологических. Все это риски компании, решившей передать бухгалтерию на аутсорсинг.
Сдерживает развитие рынка аутсорсинга в значительной степени также несовершенство законодательной базы и боязнь руководителей компаний утраты конфиденциальности. Отношения между компаниями строятся на основе договора на оказание услуг. Тщательно прописанные его положения и доверительные отношения между компаниями помогут снизить риски и повысить прозрачность деятельности компании, что в свою очередь способствует развитию бизнеса.
К сведению
Аутсорсинг (Outsoursing — outside resource using) — использование внешних ресурсов
Он родился в США в начале 1900-х годов первоначально в сфере юридических услуг. По данным независимых исследователей, объем мирового рынка аутсорсинга сравним с объемами рынков автомобилестроения, электроники и фармацевтики. Прогнозируется рост его объема к 2011 году до 170 млрд долл.
Американский профессиональный институт аутсорсеров составляет топ-100 мировых компаний. В первых рядах этих списков стоят компании, оказывающие информационно-технологические услуги, например, компания IBM. Значительную долю представляет финансовый и кадровый аутсорсинг. Передаются на аутсорсинг также такие функции как питание людей, уборка помещений, различные виды транспортировки и др.
О российском рынке аутсорисинга консолидированная информация о практически отсутствует. Даже ведущие отечественные рейтинговые компании не включают его в свои исследования.